Эта статья поможет разобраться во всех стилях рэпа, как они есть.
Alternative Rap
Alternative Rap относится к hip-hop командам, которые отказываются следовать любым традиционным стереотипам rap, таким как gangsta, funk, bass, hardcore и party rap. Вместо этого они смешивают различные жанры, добавляя равные элементы funk и pop/rock, а также jazz, soul, reggae и даже folk. Хотя командам Arrested Development и Fugees удалось добиться успеха и заявить о себе, большинство alternative rap групп остаются в основном музыкантами для alternative rock фэнов, а не для hip-hop или pop аудитории.
British Rap
Хотя British Rap можно очень редко услышать за пределами Великобритании и Европы, этот стиль имеетсвои собственные традиции и стилистику. Хотя в нем нельзя найти большого наследия American hip hop, но многие британские рэперы выросли на богатых карибских ragga традициях, а затем ввели местные наречия в hip-hop стили. Британский rap зародился в конце 80-х годов, и в качестве трамплина использовал звуковые комбинации от Public Enemy. Вскоре многие британские рэперы стали подмешивать в свою музыку элементы acid-house, - в результате появился музыкальный стиль из более 'тяжелой' категории, чем его американский собрат. Хотя там присутствовали блеклые копии, снятые с американских рэперов, но лучшие английские hip-hop музыканты разделились на три лагеря. Существовали такие группы, как Prodigy, смешивавшие hip-hop и rave. Были команды, как Leftfield, которые работали в клубном стиле hip. А также присутствовали такие исполнители, как Massive Attack, которые замедляли ритм hip-hop, добавляя acid-jazz, что в сумме давало trip-hop. Даже в то время как эти три команды продолжали завоевывать новые территории, на музыкальной сцене было заметно преобладание британских рэперов, которые просто копировали американцев.
Comedy Rap
Comedy Rap - это hip-hop, который предназначается для развлечения и веселья. Довольно часто, это rap рифмовки смешного содержания, но сама музыка - (особенно в случае с Biz Markie, по некоторым источникам самого крутого рэпера в стиле comedy rap на сегодняшний день) может быть интеллектуальной и забавной одновременно. Расцвет Comedy rap приходится на 80-е годы, когда hip-hop был легче по сравнению с 90-ми годами (тогда gangsta rap был самым мрачным музыкальным стилем). В это время существовало несколько rap пародий, таких как Chunky A от Arsenio Hall, но в большинстве comedy rap - это сочетание real hip-hop и уличного юмора.
Dirty Rap
Dirty Rap ('Грязный рэп') - это hip-hop, посвященный исключительно теме секса. Отцами основателями
этого жанра стали музыканты из команды 2 Live Crew, которая была одним из лидеров в области тяжелого
Miami bass. Поэтому именно этот басовый стиль лежит в основе dirty rap. Большинство композиций dirty rap
были просто предназначены для вечеринок и 'завода' публики, но они редко содержали что-то интересное в
смысле музыки или лиричности.
East Coast Rap
В самом начале hip-hop эры, весь rap принадлежал направлению East Coast Rap. Все популярные rap исполнители раннего периода берут начало в районе New York City - легенды 'старой школы', такие как DJ Kool Herc, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa, the Sugarhill Gang, Kurtis Blow и Run-D.M.C. По мере развития и продвижения rap стиля, он становился более разнообразным и многоликим в течение 80-х годов, поэтому музыкальные центры стали появляться по всей стране. Но, тем не менее, направление East Coast rap оставалось доминирующим на протяжении 80-х годов. Хотя звучание East Coast rap не было полностью однородным, но, начиная с середины и до конца 80-х годов, этот стиль тяготел к более агрессивным битам и комбинациям сэмплов, а многие рэперы гордились своим техническим профессионализмом в отношении текстового наполнения. Другими словами, за редким исключением, East Coast rap стал музыкальным стилем, предназначенным больше для напряженного слушателя, чем для танцпола, что помогло превратить этот жанр в уважаемую художественную форму, более продуманную и комплексную. Типичными представителями этой 'золотой эры' East Coast были такие исполнители, как Eric B. & Rakim, Boogie Down Productions и Slick Rick, все из которых отличались лирическим направлением, присущим old-school стилю, а также тяжелым звучанием EPMD и Public Enemy. На основе East Coast начинала свое творчество позитивная команда музыкантов Центральной Африки 'Native Tongues', собранная Afrika Bambaataa. Такие группы, как De La Soul, A Tribe Called Quest, the Jungle Brothers большинство других нью-йоркских команд оказали основное влияние на hip-hop в конце 80-х годов, так как их можно было без труда отличить скорее по музыкальной эклектике, чем по географическому расположению. В 1989 г. команда N.W.A. выпустила альбом Straight Outta Compton, ставший свидетельством тому, что West Coast (район западного побережья) 'ужесточил' свой звук и продолжал работать с резкими, уличными темами, а в сочетании с возможностью West Coast rap сохранять основную функцию этого звука, как party music, - помогло сделать это направление доминирующей силой в hip-hop в 90-е годы. Дальнейший подъем Southern rap показал, что направление East Coast rap не могло больше оставаться главенствующим, но 90-е годы были ознаменованы успехом в этом регионе. В дополнение к Bad Boy, звукозаписывающей компании, принадлежащей Puff Daddy и приносящей огромные доходы, восточное побережье (East Coast) выпустило на сцену целый ряд непохожих друг на друга, но очень популярных музыкантов, включая виртуозного лирика Nas, электронных Fugees and Roots,
а также команду Wu-Tang Clan, на которую большое влияние оказал hardcore.
West Coast Rap
West Coast Rap доминировал на hip-hop сцене в середине 90-х годов, создавая популярность появившемуся направлению gangsta rap и продолжая статус Dr. Dre, как одной из самых влиятельных фигур с rap истории. Хотя, даже если запатентованный Dre стиль G-funk во многом определял звук и стилевую направленность на западном побережье (West Coast), то калифорнийская rap сцена была гораздо разнообразнее. В середине-конце 80-х годов, West Coast rap в основном имитировал East Coast party rap, считая своей родиной мастеров 'старой школы' old-school). Однако, как Los Angeles, так и Bay Area вскоре оказались очень плодородной почвой для развития музыкальной культуры. В Лос-Анджелесе записывались Ice-T в стиле proto-gangsta, влиятельные музыканты с выраженным предпочтением Latino ритмов Cypress Hill и пародийные Pharcyde; а район Bay Area в свою очередь представил сторонников 'голубых' ритмов Too $hort, добродушных Digital Underground воодешвленных P-Funk, а также прорыв на pop сцене музыканта и рэп исполнителя MC Hammer. Короче говоря, West Coast rap стал таким же электронным и трудно определяемым, как East Coast rap. Однако, альбом команды N.W.A. под названием Straight Outta Compton (1989г.) в стиле ganhstra-rap установил более определенный формат стиля West Coast style - его звук отличался жесткостью и минимализмом, а тематика чередовалась от грубого гедонизма до справедливо возмущенных комментариев социальной политики. После ухода из команды N.W.A., Ice Cube начал сольную карьеру и записал несколько альбомов, в которых прослеживался тот же лирический тон, но использовался шумный звук в стиле Public Enemy. А его согруппник Dr. Dre открыл команду Snoop Doggy Dogg, подписал контракт со студией Death Row Records, где в конце 1992 г. вышел альбом The Chronic, который определил направление G-funk и тем самым дал начало появлению целого ряда подражателей. В альбоме The Chronic использовался в основном стиль gangsta - т.е. жалобные синтезаторы, раскатистые биты P-Funk и глубокий, медленный ритм. Отметим также, что этот альбом сделал студию Death Row самой большой звукозаписывающей компанией в стиле hip-hop начала 90-х годов, работающую с хитами таких исполнителей, как Snoop, Warren G., Tha Dogg Pound и многих других. Противоречивая звезда направления gangsta 2Pac начал работать на этой студии в конце 1995г., превратившись в суперзвезду после исполнения дуэтом с Dre композиции "California Love". А Coolio выбрал более pop-ориентированную версию направления West Coast и пробился на верхние строчки хит-парадов в начале этого же года (1995 г.) с песней "Gangsta's Paradise." Однако, доминирование звучания West Coast вскоре сошло на нет - 2Pac был убит в 1996г., Dre ушел из музыки, а президент компании Death Row Suge Knight получил заключен под стражу за коммерческте махинации. К концу 90-х годов, основное внимание hip-hop исполнителей было устремлено вновь к East Coast, а также к уже развивающемуся южному направлению (South).
Foreign Rap
Foreign Rap - это hip-hop с rap вставками на любом языке, кроме английского и испанского. В основном, направление foreign rap имеет европейские корни. Эта музыка напоминает Euro dance, а также American hip-hop. Этот стиль не такой жесткий, как American или British hip-hop, он выбирает путь наименьшего сопротивления, используя знакомую технику, вместо поиска совершенно новых возможностей. Знаменитым исключением из этого правила стал jazz-rap, который, как и European hip-hop подвергся значительному влиянию со стороны английских acid house и acid jazz. Позднее все эти наработки были собраны в европейском hip-hop
Freestyle
Это направление часто развивалось совместно с такими современными стилями, как electro и house. Freestyle
зародился в двух латино-американских столицах New York City и Miami в начале 80-х годов. Такая классика Freestyle, как "I Wonder If I Take You Home" от Lisa Lisa & Cult Jam, "Let the Music Play" от Shannon и "Party Your Body" от Stevie B была выполнена на базе угловатых синтезаторных битов, похожих на electro и ранний house, однако, также использовались романтические темы, отраженные в классическом R&B и disco.
Смешение механической музыки и чувственных текстов стало залогом успеха, поэтому хиты в исполнении Shannon и Lisa Lisa занимали верхние строчки Top 40 в 1984-85 гг. Freestyle прекрасно сочетался с dance pop в период его расцвета в середине 80-х годов - автор музыки и ранних ремиксов Madonna - John Benitez (aka Jellybean) также играл активную роль в развитии freestyle. К концу десятилетия целый ряд исполнителей - Brenda K. Starr, Trinere, Cover Girls, India и Stevie B - перешел со своими композициями в pop или R&B чарты. Даже после угасания популярности в конце 80-х годов, freestyle перешел в underground в качестве ведущего направления современной танцевальной музыки наряду с house, techno и bass music. Как и в случае с mainstream house, исполнители freestyle - это обычно (хотя, естественно, не всегда) женские вокальные коллективы или композиторы-мужчины. Новые фигуры, такие как Lil Suzy, George Lamond, Angelique, Johnny O и другие стали крупными звездами в культуре freestyle.
Gangsta Rap
Gangsta Rap начал своё развитие в конце 80-х годов. Это направление берет начало в hardcore rap.
Стиль gangsta rap отличался жестким, шумным звуком. В лирическом отношении он был таким же резким,
как и грубые небылицы рэперов о городских непорядках. Иногда тескты отличались точным отображением реальности, а иногда это были просто наполненные преувеличениями комиксы. В любом случае это направление стало самым успешным в коммерческом отношении в истории развития hip-hop с конца 80-х
до начала 90-х годов. В процессе своего становления gangsta rap стал причиной значительных разногласий,
так как некоторые консерватино настроенные организации пытались запретить распространение альбомов этих музыкантов. Даже тогда, когда группы активистов вытеснили несколько команд из лидирующих
звукозаписывающих компаний, они продолжали создавать нецензурную музыку.
G-Funk
G-Funk - это спокойная (вдохновленная Parliament/Funkadelic) версия gangsta rap, которая развивалась при помощи Dr. Dre в начале 90-х годов. Это направление отличалось жалобными, дешевыми синтезаторами, медленным ритмом, глубокими басами и редким безликим женским бэк-вокалом. Направление G-funk стало самым популярным жанром hip-hop в начале 90-х годов. Который исполнял в то время Snoop Dogg. После успеха альбома Dr. Dre The Chronic в 1992г. - в этом альбоме музыкант придумал и назвал новый жанр - многие новые rap исполнители и продюсеры стали повторять его музыкальную технику, что в результате сделало G-Funk самым узначаемой rap музыкой начала 90-х годов.
Go-Go
Go-Go - это был утяжеленный басами вариант hip-hop, предназначавшийся для house вечеринок. Лирического содержания в направлении go-go было немного, но основным 'посылом' служит бит, а не слова. В середине 80-х годов go-go был очень популярен в среде rap и R&B анденраунда, особенно в районе Округа Колумбия (DC), который считается родиной этого направления. Хотя при этом go-go никогда не имел ничего общего с успехом на pop арене - самое близкое приближение к этому рубежу было отмечено в 1988 г., когда команды в стиле go-go, EU - совместно с Trouble Funk, сыграли скромный хит вместе с "Da Butt," (Spike Lee's School Daze). В конце 80-х годов и начале 90-х go-go был вытеснен со сцены басовой музыкой Miami, которая воспользовалась 'тяжелыми' методами и DJ ориентацией go-go, взвинтила басы и вновь обратилась к музыкальной лирике.
Hardcore Rap
В то время как этот термин может относиться к нескольким музыкальным направления, Hardcore Rap отличается конфронтацией и агрессией, как в лирическом смысле, - это тяжелый, двайвовый бит, шумные сэмплы и звукозапись, так и в любых других сочетаниях. Hardcore rap - это жесткий, уличный, напряженный и часто угрожающий стиль (хотя последний эпитет не всегда имеет место, здесь также найдется место для юмора и ярких красок). Стиль Gangsta rap наиболее близко взаимосвязан с hardcore rap, но не вся суть hardcore rap заключена в темах, принадлежащих gangsta, хотя при этом нельзя не отметить большое количество совпадений, особенно по части hardcore рэперов 90-х годов. Впервые hardcore rap появился на восточном побережье (the East Coast) в конце 80-х годов, когда музыканты начали отходить от клубных ритмов. Музыка и слова стали больше отражать зачастую жесткую окружающую среду города, в которых она обычно создавалась и исполнялась. До изобретения специфической формулы для направления gangsta rap такие музыканты, как Boogie Down Productions (Нью-Йорк) и Ice-T were (Лос-Анджелес) в своем творчестве создавали подробные описания ежедневной уличной жизни. Плюс к этому, хаотичные звуковые комбинации в исполнении Public Enemy устанавливали новые стандарты в звукозаписывающей индустрии, а команда N.W.A. отметила мрачность образа жизни ghetto и gangsta появлением энергичного мужского начала. В начале 90-х годов hardcore rap стал синонимом направления West Coast gangsta rap. Это продолжалось до появления в 1993г. Wu-Tang Clan, чей свободный, минималистский бит, запоминающиееся трубы и синтезаторные сэмплы, стали широко подражаемыми. Резкие, уличные звуки hardcore rap помогли ему стать самым популярным стилем, сочетающим в себе элементы hip-hop в последней половине 90-х годов. Его основа сегодня - это частичное сочетаний клубных мелодий, зацикленности на деньгах/ сексе/ насилии, присущей направлению gangsta и случайные социальные комментарии происходящего. Альбомы таких музыкантов, как знаменитые B.I.G., DMX и Jay-Z стали платиновыми по объемам продаж. А брэнд Master P, лежащий в основе gangsta-ориентированного Southern hardcore, также стал доходной коммерческой силой, даже в том случае, когда он не создавал фьюжн хитов на таком же уровне.
Hip-Hop
В терминологии rap музыки, Hip-Hop обычно относят к культуре - рисующей на стенах домов, танцующей breakdance и крутящей 'винил' в дополнение к рэповым рифмовкам - окружающей музыку. Как музыкальный стиль, однако, hip-hop относится к типу музыки, которая создается, принимая во внимание все эти атрибуты. Так как направление вращалось на музыкальной сцене достаточно давно, чтобы иметь историю своего развития, то hip-hop команды стали оглядываться на творчество таких old-school мастеров, как MCs Kurtis Blow и Whodini, а также DJs Grandmaster Flash и Afrika Bambaataa. На самом деле последний всплеск популярности (Zulu Nation) произошел в конце 80-х годов вокруг двух самых известных hip-hop исполнителей - De La Soul и A Tribe Called Quest. В 90-е годы, когда произошел настоящий прорыв в rap музыке, десятки hip-hop музыкантов стали возвращаться к истокам old school ('старой школы'), включая таких андерграунд рэперов как Mos Def и Pharoahe Monch.
Hip-Hop/Urban
Музыка Hip-Hop и Urban появилась в конце 70-х годов, истории их развития часто переплетались. Направление Urban Soul вышел из мягких моделей Philly Soul и развлекательного disco. Urban также много (если не больше) позаимствовал и популярного стиля pop, как и у классического soul. Таким образом, благодаря пластам синтезатора, профессиональному музпроизводству и балладной ориентации, Urban Soul редко был поход на настоящий soul. Он звучал скорее, как pop, что и послужило одной из причин его доминирования в афро-американском музыкальном жанре 80-х годов. Некоторые музыканты, такие как Michael Jackson и Prince, оживили этот жанр, нарушив традиции, но большинство Urban музыкантов продолжало им следовать, - у кого-то получалось лучше (Luther Vandross), у кого-то хуже. К концу десятилетия стиль Urban стал в качестве эксперимента применять Hip-Hop новинки. Hip-Hop - это обобщающий термин для обозначения rap и порожденной им культуры. Изначально rap был крайне простым, вокалисты читали его под scratch и барабанный бит, но по мере своего развития это направление усложнялось. Рэпперы в стиле Hardcore, такие как Run-D.M.C. и Boogie Down Productions, предпочитали использовать минимум бита и делать акцент на лиричности композиций, иногда добавляя партии hard-rock гитар. Они подготовили трамплин для появления Public Enemy, чьи резкие, политические ритмы и жесткий бит стали новаторскими в конце 80-х начале 90-х годов. К этому времени Urban вобрал в себя элементы Hip-Hop, выразившиеся в форме New Jack Swing - направление музыки Urban soul с рэповыми ритмами. Более того, такие рэпперы как MC Hammer, Young MC и Vanilla Ice позволили себе смягчить 'острые края' Hip-Hop, чтобы иметь возможность выпустить первые успешные синглы в стиле pop-rap. Некоторые rap группы, такие как ответили на это с помощью gangsta (бандитского) rap. Команда N.W.A. использовала звук PE, но сделала главный акцент на карикатурных сценах насилия, секса, беззакония, но после раскола группы музыканты Ice Cube, Eazy-E и Dr. Dre начали сольные карьеры, а gangsta rap стал развиваться в интересном направлении. Под руководством Dre, gangsta приобрел раскатистый бит и тяжелый бас от Funkadelic.
В звуковом отношении это было значительно менее конфронтационным, музыка Public Enemy, поэтому вскоре это звучание перешло в стиль Urban в исполнении таких музыкантов Mary J. Blige. Через несколько лет такие рэпперы, как Puff Daddy окончательно стерли границы между Hip-Hop и Urban soul, - эти два направления невозможно различить.
Jazz-Rap
Стиль Jazz-Rap был попыткой соединить вместе афро-американскую музыку прошлых десятилетий с
новой доминирующей формой настоящего, что позволило бы отдать дань и вселить новую жизнь в первый
элемент этого фьюжн, а также расширить горизонты второго. Тогда как ритмы jazz-rap были полностью
заимствованы из hip-hop, то сэмплы и звуковая текстура в основном пришли из таких направлений музыки,
как cool jazz, soul-jazz и hard bop. Этот стиль был самым крутым и знаменитым среди других направлений
hip-hop, а многие исполнители демонстрировали афро-центристское политическое сознание, добавляя этому стилю историческую достоверность. Принимая во внимание интеллектуальный уклон этого направления, не удивительно, что jazz-rap никогда не стал фаворитом уличных тусовок, но тогда об этом никто и не думал. Сами представитель Jazz-rap называли себя сторонниками более позитивной альтернативы движению hardcore/gangsta, потеснившему лидирующую позицию rap в начале 90-х. Они также стемились распространить hip-hop среди слушателей, которые не могут принять или понять растущую агрессию городской музыкальной культуры. Таким образом, jazz-rap нашел основую часть своих поклонников в студенческих общежитиях, а также поддерживался целым рядом критиков и фанатами white alternative rock. Команда Native Tongues (Afrika Bambaataa) - этот незакомплексованный нью-йоркский коллектив, состоящий из афро-американских rap групп - стал мощной силой, представляющей стиль jazz-rap, включая такие группы, как A Tribe Called Quest, De La Soul и the Jungle Brothers. Также известными музыкантами, начавшими свое творчество, раньше были Digable Planets и Gang Starr. В середине - конце 90-х годов, когда alternative rap стал разбиваться на большое количесвто подстилей, jazz-rap не часто становился
элементом нового звучания, однако, команда the Roots часто вставляла его в 'живые' инструментальные hip-hop композиции.
Latin Rap
Стиль Latin Rap относится к hip-hop и rap, переработанным латино-американскими музыкантами. Они могут читать rap по-английски или по-испански, а в музыке часто присутствует влияние знаменитых латинских ритмов.
Old School Rap
Old School Rap - этот стиль используется очень быстрыми rap музыкантами, которые были выходцами из New York City в конце 70-х - начале 80-х годов. Old school ('старая школа') легко отличается от остальных направлений своим относительно упрощенным рэпом - большинство строк занимают примерно одинаковое время, а речевые ритмы редко изменяют направление по ходу битов композиции. Модуляция (понижение голоса) обычно точно попадает на бит, а когда такого не случается, то это не надолго, - звук возвращается в изначальную палитру для быстрого консонанса (согласования). Основной акцент делался не на лирическую сторону музыки, а просто на 'старые добрые времена' - это было вдалеке от социально озабоченой команды Grandmaster Flash, которая значительно расширила горизонты rap музыки. Большинство материала в стиле old school rap имело веселый и шутливый привкус городских вечеринок и дискотек, где он зарождался. Придерживавшийся хорошего медленного темпа, стиль old school rap очевидно имел отличную почву для развития женского рэпа, однако никто не смог достичь большего успеха, чем Grandmaster Flash & Furious Five или Sugarhill Gang. Некоторые композиции old school игрались в треках disco или funk, а другие были разбавлены синтензаторным сопровождением (последний тип музыки, с rap или без него, был известен под названием electro). История записанных альбомов в стиле Old school rap начинается в 1979 г. С появлением двух синглов от Fatback "King Tim III" и Sugarhill Gang "Rapper's Delight," хотя это движение развивалось до этого практически 10 лет. Студия Sugarhill Records быстро стала центром стиля old school rap и доминировала на рынке звукозаписи до того времени, пока в 1983-84 годах Run-D.M.C. не внес свою лепту в развитие техники звучания и не начал развивать направление hardcore urban. Их звук и стиль вскоре полностью захватил rap пространство, превратив клубную ориентацию old school и funk наследие 70-х в нечто старомодное. При сравнении с усложненными ритмами и рифмовками современного modern-day rap - или даже с hip-hop (который вышел в свет менее чем через 10 лет после "Rapper's Delight") - направление old school rap может казаться устаревшим и немного вялым. Однако лучшие треки old school продолжают жить, как самая лучшая музыка для вечеринок - вне зависимости от новой эры, в которой мы живем. Это удивительно, принимая во внимание то ативное развитие музыкальной культуры.
Party Rap
Party Rap - басовый, шумный hip-hop, единственной задачей которого является поддержание ритма. Сбивчивые, непоследовательные тексты, без политического подтекста, присущего направлению hardcore rap, плюс небольшая доля мастерства из old school rap. Вместо всего этого, вы получаете только музыку, где доминируют басы и барабаны. Это направление тесно связано с музыкой Miami bass, но обычно в композициях можно встретить одну единственную вокальную 'изюминку' - как, например, "Da Dip" или хор в "Rump Shaker" - которая делает эту запись запоминающейся.
Political Rap
Пытаясь двигаться вперед, оставляя позади атмосферу вечеринок в стиле old-school rap, а также движимые желанием забыть разочарования, связанные с inner-city blues (городской блюз в версии 80-х годов), - несколько hip-hop команд решили смешать живой ритм с политической доктриной для создания нового rap стиля. Такие команды, как Last Poets и Gil Scott-Heron, Public Enemy, вдохновляемые в 70-е годы политическими деятелями страны, стали лучшими музыкантами среди political rap групп. Лидер этого направления Chuck D делал фьюжн ритмов лучше всех рэперов, продолжая обвинять правительство (в композициях "Black Steel in the Hour of Chaos," "Fight the Power"). В своем творчестве он также обращался к таким темам, как культура белой Америки ("Rebel Without a Pause," "Burn Hollywood Burn") и разнообразным социально-политическим конфликтам ("911 Is a Joke," "Night of the Living Baseheads"). Такие команды, как Bomb Squad, KRS-One и его группа Boogie Down Productions также начали высказывать свое мнение, полязуясь жесткими выпадами и упреками в сторону власти. Примером этому служат композиции "Illegal Business" ('Незаконный бизнес') и "Stop the Violence" ('Остановите насилие'), которые поддерживали чернокожих и обращались к лидерам капиталистического мира. То, что сначала казалось благодатной почвой для развития музыкальной культуры, на самом деле оказалось очень недолговечным. Public Enemy сошел с дистанции после 1991г., и несмотря на большое количество свежих записей от нового поколения политических рэперов (Poor Righteous Teachers, Paris, X-Clan, Disposable Heroes of Hiphoprisy), коммерческое превосходство и успех нового hip-hop направления - gangsta rap или G-funk - сделали звукозаписывающие компании менее активными в отношении менее успешной музыки.
Pop-Rap
Pop-Rap - гибрид hip-hop бита и rap с мощным мелодичным наполнением, который обычно является частью хоровой секции (припев) в структуре стандартной pop-композиции. Pop-rap имеет тенденцию к снижению агрессивности и повышению лирической ценности по сравнению с уличным hip-hop, хотя в середине-конце 90-х годов, некоторые музыканты смешивали этот стиль с hardcore элементами, пытаясь предотвратить отрицательную реакцию публики относительно легкости и общедоступности их музыки. Стиль Pop-rap зародился в конце 80-х годов, когда такие исполнители, как Run-D.M.C., L.L. Cool J и Beastie Boys начали выходить на основную музыкальную сцену. Вскоре после этого такие рэперы, как Tone Loc, Young MC, DJ Jazzy Jeff и Fresh Prince записали несколько синглов с акцентом на их возможностях рассказывать со сцены добродушные жизненные истории, что и стало причиной их огромного успеха в чартах. Их примеру последовали многие музыканты, выпустив целый ряд однотипных добрых мелодий для вечеринок. Так как возможность всеобщего принятия других направлений была очень реальной, то другие музыканты в это время начали развивать фьюжн rap с R&B и танцевальной музыкой. Они использовали сэмплы для создания мелодий. С появлением в 1990 г. MC Hammer и Vanilla Ice, направление pop-rap часто подвергалось насмешкам (а иногда даже подвергалось судебным преследованиям) за желание подражать широко известным хитам, не внося в них никаких значительных изменений, или вообще их не изменяя. Такие случаи не смогли окончательно подорвать репутацию этого стиля, так как многие музыканты 90-х продолжали удерживать лидирующие позиции хит-парадов, развивая при этом звое собственное звучание (PM Dawn, Naughty by Nature, House of Pain, Arrested Development, Coolio, Salt-N-Pepa, Sir Mix-a-Lot и т. д.). Тем временем яркий G-funk, принадлежащий Dr. Dre и Puff Daddy's Hammer продолжали незаконно присваивать себе элементы pop-хитов 80-х годов, что и помогло таким направлениям, как gangsta и hardcore всзлететь на первые строки чартов. К концу 90-х годов в стиле pop-rap доминировали музыканты, на которых оказали влияние gangsta и hardcore, а также исполнители, смешивающие rap и urban soul.
Ragga
Стиль Ragga относится к reggae , где используется фоновая инстументальная музыка (или другие разнообразные музыкальные инструменты) в цифровом формате. Этот стиль преимущественно ассоциируется с танцполом, а так как не всё направление dancehall reggae является электронным (и поэтому ragga тоже не является), то у этих двух стилей много общего. "Ragga" - это сокращение от "raggamuffin," изначально этот термин изпользовался для обозначения подростков из гетто Kingston. В музыке это слово прижилось в отношении музыкального стиля нового поколения середины-конца 80-х годов. Вследствии относительно низкой цены на создание синтезаторных ритмов, стилю ragga стали отдавать предпочтение многие ямайские музыканты и композиторы. Это позволяло им выпускать тысячи синглов в год и придумывать более интересные новые ритмы вместо того, чтобы просто заимствовать звучание их старых rock композиций. Это также повлекло за собой взрывной успех ритмичных альбомов ("rhythm album"), где многие музыканты записывали собственный текст и мелодии на один и тот же ритмовый трек. Хотя многие ассоциируют стиль ragga с мастерством ди-джеев, некоторые исполнители часто выражают интерес к романтическим и Rastafarian настроениям, - и два вокальных стиля довольно часто смешиваются друг с другом. Первая запись в стиле ragga принадлежит Wayne Smith с его синглом "Under Me Sleng Teng" (1985 г.), автором которого является King Jammy. Этот сингл построен на ритме, который был открыт в пресетах на клавишных Casio. Импульс был мгновенным, как грибы выросли множество подражателей, а сам Jammy превратился на некоторое время в самого влиятельного музыканта и продюсера Ямайки. В 90-е годы, стиль ragga прочно воцарился на многих самых популярных дискотеках Ямайки. Позднее этот стиль начал использовать hip-hop технику сэмплирования, а некоторые исполнители даже записали pop композиции, ставшие хитами в США. Стиль ragga оказал важное влияние на бурное развитие направлений jungle/drum'n'bass в Великобритании.
Rap
Для неискушенного слушателя вся музыка rap и hip-hop может показаться одинаковой. Но существует целый ряд уровней даже в самой простой rap композиции. В своей основе hip-hop - это постмодернистский музыкальный жанр, который сметает знакомые звуки и тексты, показывая в совершенно новом свете непредсказуемые композиции. Ранние rap записи, традиционно называемые "old school" ('старая школа'), были выполнены с помощью записи DJs scratching, зацикленных барабанов плюс начитывание rap поверх получившегося ритма. По мере развития этого жанра, первая hardcore rap команда Run-D.M.C включила в его исполнение hard-rock гитары и сумасшедший бит, а техника scratch была заменена сэмплами. Команда Public Enemy, использовавшая плотную комбинацию сэмплов, бита и белого шума, довела технику сэмплирования до максимума. Эта команда способствовала появлению социального и политического сознания к hip-hop. Хотя это исчезло в 90-е годы, когда направление gangsta rap - изначально созданное командой NWA, которая использовала звук Public Enemy в качестве шаблона - стало основной доминирующей формой. Стиль gangsta rap, который первоначально находился в прямой оппозиции таким поп-ориентированным рэпперам, как MC Hammer, к 90-м годам стал более мягким и стильным, что в конечном итоге привело к большому скачку его популярности. Свидетельством этому служит звездный взлет музыканта pop-gangsta Puff Daddy.
Southern Rap
Southern Rap, похожий на 'третье колесо' между East Coast и West Coast hip-hop, появился в 90-х годах на богатой музыкальными направлениями сцене Miami, New Orleans и Atlanta. В конце 80-х годов, Southern rap в соновном ассоциировался с Miami bass music, а также был известен под названием "booty rap" за свои зажигательные ритмы и доминирование лирики. Основными исполнителями можно назвать команду Luther Campbell's 2 Live Crew, которая довела тему секса в его текстах до максимального предела, провоцируя шумные протесты от любителей цензуры по всей стране. Звуки Miami bass распространились по всей территории юга США, главным танцевальным ритмом нации 90-х годов. На этой сцене преобладали такие исполнители, как Tag Team, 95 South, the 69 Boyz, Quad City DJ's и Freak Nasty. Все они выпускали большое количесвто хитовых синглов (наполненных куда более откровенными текстами, чем у Campbell). Atlanta принадлежал целый ряд исполнителей в стиле тяжелого party rap, здесь также развивался более характерный (и признаваемый критиками) стиль, совмещавший в себе классический Southern soul. Интеллектуальная команда Arrested Development стала первой, имевшей огромный успех на национальной музыкальной сцене 1992 года. Несколько лет спустя их успех повторили Organized Noize, особенно OutKast и Goodie Mob. Если Atlanta стала творческим центром направления Southern rap, то New Orleans был, естественно, его коммерческой меккой. Master P построил доходную империю с помощью звукозаписывающей компнии No Limit. Большинство альбомов, записанныз на студии No Limit относились к направлению West Coast G-funk, Wu-Tang-style hardcore и ничему другому, как gangsta лирике. Студия No Limit выпускала музыкальную продукцию с производительностью заводской поточной линии и стала постоянным участником национальных альбомных чартов конца 90-х годов. К концу десятилетия студия Cash Money (New Orleans) и её house продюсер Mannie Fresh - чей специальный подход позволил переработать звуковой материал Southern bass - произвели настоящий национальный прорыв, представив на музыкальном стиле команду Juvenile в качестве законного конкурента существующих фаворитов.
Trip-Hop
Еще один представитель в длинной веренице направлений, прилепившихся к танцевальной культуре Великобритании на этапе post-acid house и быстро изменяющих постоянно экспериментирующий
андеграунд. Trip-Hop был создан британскими музыкальными изданиями с целью охарактеризовать
новый стиль, состоящий из downtempo, jazz-, funk- и experimental breakbeat музыки, которая начала появляться в 1993г. при участии таких звукозаписывающих компаний, как Mo'Wax, Ninja Tune, Cup of Tea и Wall of Sound. Похожий (хотя в большинстве без вокальных партий) на American hip-hop в использовании
сэмплированных барабанных брейков, этот стиль был более экспериментальным явлением, вдохновляемым большим количеством элементов ambient и психотропной атмосферой. Таким образом, термин "trip" быстро
укоренился и использовался для описания всего от Portishead и Tricky до DJ Shadow и U.N.K.L.E., Coldcut,
Wagon Christ и Depth Charge - к большому сожалению многих из этих музыкантов, которые видели свою музыку, как расширение границ обычного hip-hop, а не его новым ответвлением, используемым для создания шумихи. Одним из первых коммерчески значимых гибридом на базе танцевальной музыки, - полные версии альбомов в стиле trip-hop, стали постоянными лидерами альтернативных чартов в Великобритании, и по мнению музыкантов, таких как Shadow, Tricky, Morcheeba, the Sneaker Pimps и Massive Attack, этот стиль обеспечил проникновение значительной части музыки первой волны "electronica" в Америку.
Underground Rap
Underground Rap распадается на две категории. Это или hardcore hip-hop, который расширяет музыкальные границы и отличается гораздо более интересными текстами, чем gangsta клише, - или hardcore gangsta rap, который собрал в себе все музыкальные и лирические стереотипы этих жанров. Эти два стиля сходятся в том, что уделяют одинаково мало внимания традициям и условностям основной музыкальной культуры, - они прославляют свой статус независимости. Underground rap записывается на крупных студиях меньше, чем hip-hop, но часто звучит одинаково.
Urban
Urban (также известный под названием 'современный urban') таким термином назвали R&B/soul музыку 80-90-х годов. Так же как quiet storm и Philly soul, оказавшие на него большое влияние, стиль urban был очень
мягким и утонченным. Но в то время как романтические баллады хорошо вписывались в радио формат направления quiet storm, urban находил возможность играть uptempo, funky dance треки, которые обычно отличались таким же high-tech музпроизводством, готовым к выходу в эфир, и душевным вокалом. Вот почему, несмотря на свое название, стиль urban не всегда имел земной налет, ассоциируемый с термином "soul music," предпочитая приглушать безвкусные эмоции в пользу профессонального совершенства звука. До конца 80-х годов большая часть музыки urban была в значительной степени pop-ориентирована, это часто проявлялось в мелодии, и почти всегда в условиях производства. Целый ряд исполнителей - таких как Janet Jackson, Billy Ocean и Whitney Houston - перебрались из чартов R&B в pop чарты. Хотя были и другие музыканты, среди них Freddie Jackson, Luther Vandross, Stephanie Mills и Levert, чья R&B популярность не превратилась не во что другое. Позиции направления urban пошатнулись с появлением hip-hop. Музыкант (и Guy member) Teddy Riley создал фьюжн этих двух стилей, добавил редкие rap вставки и назвал все получившееся - new jack swing. Благодаря New jack, Bobby Brown превратился в суперзвезду музыкальной сцены, а для его партнеров по бывшей команде New Edition появление этого направления также оказалось удачным. В дополнение к Riley, появились дуэты (музыкант/продюсер), совмещающие pop и R&B - такие как Jimmy Jam & Terry Lewis (Janet Jackson), Denzil Foster & Thomas McElroy (En Vogue) и Antonio "L.A." Reid & Babyface. Именно они доминировали в стиле urban в конце десятилетия, при чем Babyface смог сделать головокружительную сольную карьеру. Направления Urban и hip-hop продолжали пересекаться и в начале 90-х годов, что, в конце концов привело к созданию нового гибрида, получившего название "hip-hop soul". Hip-hop soul взял за основу направление new jack swing, хотя преобладающие биты были более джазовые, гибкие и непредсказуемые. Стиль hip-hop soul отличался более мягким, эмоциональным настроем по сравнению с new jack. Здесь были заметны элементы urban, бравшие начало в quiet storm и adult contemporary.